Страницы

20 авг. 2011 г.

Фолкеркское колесо. Первый в мире вращающийся судоподъёмник.

Фолкерское колесо (Falkirk Wheel) находится в Шотландии, недалеко от города Фолкирк (благодаря ему и получило своё название). Это суперсооружение является уникальным в своём роде и вполне заслуживает того, чтобы о нём рассказать.
Еще в первой половине прошлого века два крупнейших города Шотландии, Эдинбург и Глазго, были соединены водными каналами Форт-Клайд и Юнион. Из-за перепада высот (целых 25 метров) эти каналы соединялись между собой при помощи одиннадцати шлюзовых камер, что, конечно же, было не совсем удобно, так как время прохождения кораблём через все 11 шлюзов составляло около трёх с половиной часов. В 30-х годах двадцатого столетия каналы были выведены из эксплуатации и всё замерло до 1998 года. Именно в этом году было принято решение о возобновлении судоходства по каналам Шотландии. И одной из главных проблем будущего проекта  была - необходимость найти механизм, позволящюий значительно сократить время и расходы на перемещение судов из одного канала в другой. Так и появилось Фолкерскрое колесо.


Это первый и, насколько мне известно, пока единственный вращающийся судоподъёмник в мире. Принцип работы его достаточно прост. Он имеете две ванны с водой, называемые кессонами, один вверху, другой внизу. В кессон заплывает корабль (или два корабля сразу в два кессона) и происходит вращение колеса. Таким образом верхний кессон опускается вниз, а нижний - поднимается вверх.








 Время оборота колеса - около 5 минут. Согласитесь, гораздо быстрее, чем три с половиной часа. Вот тут я задался вопросом, это какие же энергозатраты нужно понести, чтобы поднять или опустить целый корабль? Оказывается всего 1,5 кВт, примерно столько же электроэнергии понадобится, что-бы закипятить 8 домашних электрочайников. Это всё потому, что вес обоих кессонов ВСЕГДА одинаков. Они уравновешивают друг друга и для двигателя нужно так мало энергии при вращении. Тут я опять задался вопросом, как же оба кессона могут одинаково весить, если в одном из них только вода, а в другом еще и корабль. Ответ прост. Вспоминаем школьный курс физики и закон Архимеда. Корабль, заплывая в кессон, вытесняет из него ровно столько воды, сколько весит он сам. Таким образом вес кессонов хоть с кораблем, хоть без него всегда одинаков.


Ну и теперь немного цифр. Каждый кессон вмещает 360 тысяч литров воды, имеет длину - 21,33 метра, ширину - 6 метров. Соответственно суда заплывающие в кессон, должны иметь соответствующие габаритные размеры, водоизмещение не более 200 тыс. литров, высоту над водой до 2,74 метра, посадку ниже воды не более 1, 37 метра.
Всё Фолкиркское колесо имеет высоту - 35 метров, вес - 1200 тонн. Введено в эксплуатацию оно было 24 мая 2002 года. Стоимость строительства - 17,5 млн фунтов стерлингов.
Ниже, как всегда, несколько фотографий этого чуда инженерной мысли:











И видео:





Карта Google:









Возможно Вам также будет интересно посмотреть на автомобильную развязку имени судьи Гарри Преджерсона, одну из самых запутанных развязок в мире.








1 комментарий: