Плотина Гувера - одно из величайших инженерных сооружений своего времени. Конечно, на фоне современных гигантов, таких как ГЭС "Итайпу" и ГЭС "Три Ущелья", она будет выглядеть не столь величественно. Но, это именно тот случай, когда без прошлого не было бы будущего. Ведь именно дамба Гувера (Hoover Dam) дала старт строительству супер-плотин во всём мире.
Уже значительно позже, рядом с дамбой Гувера был возведён объездной мост, получивший официальное название "Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана" (Mike o’Callaghan – Pat Tillman Memorial Bridge). Сделано это было из-за того, что трасса проходящая через плотину, стала плохо справляться с возросшим автомобильным потоком. Данное сооружения также вполне заслуживает приставку "супер".
В начале 20-х годов прошлого века в США встала острая необходимость постройки дамбы на реке Колорадо. Это сооружение убивало-бы одновременно несколько зайцев. Спасало-бы фермерские угодья в низовьях реки от постоянных наводнений, а также дало-бы толчок развитию Южной Калифорнии и Лос-Анжелеса, став постоянным поставщиком электроснабжения и воды. В итоге было выбрано наиболее удобное для строительства дамбы место, Чёрный каньон. Но если для строительства плотины место было достаточно удобное, то для создания инфраструктуры и подвозки стройматериалов - хуже не придумаешь. Ведь Чёрный каньон находится посреди знойной пустыни, а ближайший населённый пункт был расположен в 48 километрах, никому неизвестная деревушка, со скромным названием Лас-Вегас (да, да, тот самый).
Ой!!! Извините, не ту фотографию поставил! :))
Итак, строительство было начато в 1931 году, в самый разгар Великой американской депрессии. Рабочие готовы были работать в любых условиях, буквально за копейки. И строительная компания успешно этим пользовалась. Через что пришлось пройти строителям дамбы Гувера, сколько десятков человеческих жизней пришлось заплатить за возведение этого мегасооружения лучше всего Вам расскажет фильм National Geographic. Я же приведу основные цифры и факты.
Чтобы отвести реку из русла, сначала с обеих сторон от него, в скале пробурили 4 тоннеля (по 2 с каждой стороны) диаметром по 17 метров и длинной по 1,2 км. Затем перегородили насыпью реку в двух местах, выше места строительства плотины и ниже. И начали строить непосредственно саму дамбу Гувера (своё названия она, кстати, получила в честь президента Гувера, управлявшего страной во время начала строительства). Плотина строилась из отдельных железобетонных блоков различных размеров, самый большой 1,5 х 18 х 7 метров, которые потом подгонялись друг у другу и скреплялись раствором. Это делалось для того, чтобы бетон быстрей застывал. Если бы плотина было цельноизготовленной, на застывание бетона понадобилось бы 125 лет. Всего на строительство ушло 3,4 млн метров кубических бетона. Сама дамба Гувера получилась следующих размеров: высота - 221,4 метра, длина - 379,2 метра, ширина у основания - 201 метр, ширина на верхушке - 15 метров. Плотина имеет подковообразную форму, это сделано для того, чтобы огромное давление воды переносилось от центра дамбы к бокам, и на стены самого каньона. Строительство было закончено в 1936 году (на 2 года раньше срока), и на тот момент, это была самая большая дамба в мире. Сооружение, которое поражало своими колоссальными размерами. После того, как заслонки на тоннелях были опущены и река вернулась в исходное русло, за плотиной Гувера образовалось водохранилище длиной 177 км, и глубиной до 150 метров, получившее название "Мид".
Фото дамбы Гувера.
Фильм National Geographic.
Помимо функций ГЭС, дамба Гувера выполняла роль моста через реку Колорадо. По ней проходило шоссе №93. Однако с наступлением нового века, плотине становилось всё сложнее и сложнее справляться с непрерывно растущим автомобильным потоком. В итоге, было принято решение о постройке моста через Чёрный каньон всего в 500 метрах от плотины. Строительство было начато в 2003 году. Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана (названный в честь губернатора штата Невада, Майка О’Каллагана и профессионального игрока в американский футбол, Пэта Тиллмана, который после терактов 11 сентября 2001 года, бросил спортивную карьеру, записался в спец. войска, и погиб в Афганистане. Однако гораздо более широкое распространение получило название моста, Объезд Дамбы Гувера) представляет из себя железобетонный арочный мост, самый большой подобный мост в Западном полушарии. Его размеры: общая длина - 579 метров, длина основного пролёта - 320 метров, высота - 270 метров. По мосту проходит 4 автомобильные полосы, по две в каждом направлении.
Строительство этого моста было закончено 19 октября 2010 года, и также было связано с большим количеством трудностей.
Лучше всего об этом Вам расскажет фильм телеканала National Geographic.
А мне осталось, только привести Вам карту Google с местоположением этих двух суперсооружений.
Возможно Вам также будет интересно посмотреть на ГЭС Итайпу, обладающую самой большой плотиной в мире.
Америка! Америка!
ОтветитьУдалитьсупееер!!!ообожаю эту плотину и уже с детских лет мечтала попасть...
ОтветитьУдалитькак жаль, что наши студенты-строители не могут даже мечтать о таких дипломных проектах. Ни в одном из наших городов-миллионников нет нормальных надежных мостов и дорог столица Киев задыхается в пробках
ОтветитьУдалитьКрутая плотина! Сложно представить, сколько и как ее строили, это же грандиозное сооружение! Я про эту плотину узнала из фильма про будущее без людей - http://www.travellers.ru/articles-velikaya-plotina-guvera, там говорят, что она простоит десять тысяч лет!
ОтветитьУдалитьБыла там год назад, незабываемые впечатления!
ОтветитьУдалить